Мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. СОГЛАСЕН

Как “повесточка” убивает кино

Разное
28 / февраля / 2022
1172
0

В современном кино одним из самых трендовых явлений является так называемая “повесточка” – добавление в проект расовых, гендерных и прочих меньшинств. Авторы подобных опусов забывают о пожеланиях аудитории, законах здравого смысла и морали, совершают подобное только для галочки. Однако при этом они уничтожают канон и вызывают неприятие со стороны фанатов, что в целом несет только негативный эффект.

В сериале “Ведьмак” от Netflix также можно встретить представителей вымышленной расы с подобным цветом кожи, что вызывает негодование у зрителей. Кроме того, несколько дней назад Amazon выложил трейлер сериала “Властелин колец: Кольца власти”, в котором показал чернокожего эльфа. По такому случаю мы решили копнуть глубже и разобраться в том, как “повесточка” убивает кино и как этого можно избежать.

Наличие проблем

На протяжении всей человеческой истории культура и искусство занимают важную роль в жизни людей. Они помогают не только отображать проблемы общества, вскрывать “гнойники”, подсвечивать несправедливость и указывать на веяния, но и формировать сознание. Поэтому американский кинематограф во многом так сильно переполнен патриотизмом, что под флагом США сражаются супергерои, роботы, киборги, солдаты и простые люди. В некоторых произведениях встречаются даже фэнтезийные расы из других миров, которые поддерживают Америку.

Долгое время во всем мире происходили различные притеснения по тому или иному признаку. Если говорить в общем, то в США, даже несмотря на отмену рабства, происходили притеснения по цвету кожи, против чего боролся Мартин Лютер Кинг. Если приводить конкретный пример, то в Великобритании после Второй Мировой войны Алана Тьюринга, положившего начало современной информатике и внесшего математический вклад в победу над фашизмом, обвинили в непристойном поведении за гомосексуальные наклонности и назначили процедуру химической кастрации. А сколько притесняли женщин, евреев, людей с избытком массы тела и другие категории общества? На их перечисление уйдет не один десяток страниц.

Все это указывает на то, что проблемы дискриминации по тому или иному признаку существовали. Даже в современном мире они никуда не ушли, просто стали менее заметны. Искусство должно помочь преодолеть этот барьер и научить общество тепло относиться к различным меньшинствам. Но учить нужно с умом и без насильственного навязывания. К сожалению, в современном кинематографе намечается обратная тенденция. 

Фантастика и реальность

Условно современное кино можно разделить на несколько подтипов, но лучше всего подходит разделение по времени. Сперва рассмотрим фантастику и реальность. 

В фантастических фильмах авторы могут свободно внедрять чернокожих персонажей, женщин и т.д. Там показаны миры будущего, в которых расовое людское разнообразие перекрывается наличием пришельцев разных форм и размеров. Однако для лучшего “высвечивания” расовых проблем необходимо давать герою из разряда меньшинств больше экранного времени и делать его присутствие в сюжете обоснованным. Поэтому темнонокожий штурмовик в седьмом эпизоде “Звездных войн” хоть и вызвал негодование, но в целом ущерба картине не нанес, ведь он играет немаловажную роль в сюжете.

Другое дело персонаж Роуз Тико из восьмого эпизода “Звездных войн”, сыгранный актрисой Келли Мэри Трэн, имеющей азиатскую внешность. Она является ненужным героем, который был добавлен лишь для соблюдения “повесточки”, но продвижения сюжета или раскрытия глубокой драмы с ней связано не было. Об этом свидетельствует также и то, что из девятого эпизода “Звездных войн” персонажа попросту вырезали, столкнувшись с волной негодования.

Другой пример – женские персонажи. Для этого достаточно вспомнить сильнейшую Капитан Марвел из одноименного фильма, который в целом презентовался как первое кино о женщине в рамках вселенной Marvel. Однако она пришлась не по душе аудитории, поэтому ее наличие в ленте “Мстители: Финал” свели к минимуму. 

Некоторые стали обвинять зрителей в том, что это они не способны принять сильного персонажа, потому что он женский. Однако они забыли о том, что авторы просто не сумели сделать героя живым и привлекательным для аудитории. По сей день зрители любят и ценят Эллен Рипли из серии фильмов о Чужих и не топят ленту в волне хейта из-за главного женского персонажа. 

Подтверждением данного тезиса является Джеймс Ганн, который в сериале “Миротворец” ввел персонажа Адебайо чернокожую лесбиянку с пышными формами. Однако она получилась живой и проработанной героиней, за которой интересно следить, а ее отношение к меньшинствам является дополнением, формирующим характер. 

Таким образом, для того, чтобы кино (фантастическое и приближенное к реальности) сформировало общество, которое будет спокойно относиться к различным меньшинствам, необходимо сделать их представителей интересными и близкими зрителю. Ведь кому какая разница, какой цвет кожи у героя и с кем он спит, если он, как и некоторые зрители, страдает от одиночества, ищет друзей и свое место в мире, а также проживает другие знакомые большинству жизненные проблемы. 

История

Другое дело исторические и фэнтезийные проекты. В них, помимо проработанного представителя меньшинств, необходимо учитывать непосредственно сеттинг, который серьезно влияет на наличие тех или иных рас.

Проекты в исторических декорациях напрямую связаны с тем, что уже произошло в прошлом. Анна Болейн, как бы того ни хотел Netflix, существовала в реальном мире и была белокожей женщиной, что подтверждают многочисленные портреты. Выбор на ее роль чернокожей актрисы является надругательством над историей и “повесточкой”. 

То же самое относится и к выбору на роль Ахиллеса актера с темным цветом кожи. И пусть портретов или фотографий данного персонажа не сохранилось, однако он вошел в культуру и прочно укоренился в нашем сознании как белокожий грек. 

Другое дело наличие афроамериканцев в вестернах. В то время в США они действительно существовали и страдали от жестокого обращения. При этом даже если весь сюжет будет крутиться вокруг представителя негроидной расы, зрителю будет интересно смотреть подобное кино. В качестве примера можно привести “Джанго освобожденный”, “Омерзительная восьмерка”, “Великолепная семерка”. То же самое относится и к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Зрителям крайне интересно следить за Аланом Тьюрингом в “Игре в имитацию”, несмотря на то, что он гомосексуал, ведь он действительно был таким и этот факт придумали не ради “повесточки”.

Фэнтези

С фэнтезийными проектами дела обстоят еще сложнее. Жанр формировался под влиянием европейской культуры и истории. Поэтому, если в подобном творении и есть чернокожие, то они происходят из южных стран. В “Ведьмаке” это Зеррикания, а во “Властелине колец” – Харад. При этом расовые проблемы в этих произведениях поднимались, но подавались с другой стороны. Поэтому во “Властелине колец” есть некоторая напряженность между эльфами, людьми и гномами, а в “Ведьмаке” и вовсе человечество ненавидит и успешно уничтожает нелюдей. 

В то же время данный жанр имеет особенность – внутри самих рас нет никакого разделения по цвету кожи. Бывают исключения в виде темных эльфов, однако это случается лишь в отдельных вселенных. При этом у них есть свои культурные особенности, а их непохожесть вызвана проживанием в определенных условиях, поклонением определенным богам и прочем.

Таким образом получается, что каждая раса в вымышленной волшебной вселенной имеет свои особенности развития. Так же, как и в реальном мире. Не мог внезапно в Западной Европе XI века появиться чернокожий, который по складу ума и культурному коду является типичным европейцем. Его кожа имеет такой цвет, потому что он происходит родом из жарких стран и организм таким образом адаптировался под палящие солнечные лучи. При этом холодов он не видел, поэтому как минимум снег у него вызвал бы недоумение. 

Также важно знать, что фанаты фэнтези не являются расистами. Они ничего не имеют против чернокожих или представителей различных меньшинств. Но только в том случае, если это не ломает устои жанра и каноны любимых вселенных. Создателям “Ведьмака” никто не мешал показать персонажей из Зеррикании. Это бы расширило лор вселенной и познакомило зрителей с той культурой, которой в оригинале было уделено мало внимания. Они могли бы даже сделать такого героя другом Геральта и вплести его в сюжет. Но вместо этого они вставляют темнокожих персонажей просто так, без всякого обоснования.

С другой стороны, можно предположить, что создатели таким образом пытаются нарисовать фэнтезийную картину нашей реальности, в которой различные меньшинства успешно ассимилировались и никто на цвет кожи, ориентацию или гендер не обращает внимания. Такое можно было бы нормально принять, если бы авторы не использовали устоявшиеся вселенные, со своими правилами, лором и законами, на которых выросло уже не одно поколение. Для того, чтобы подобное нашло отклик в сердцах у зрителя и помогло сформировать терпимое общество, необходимо создавать новые миры с уникальными правилами. 

Убийство кинематографа

К сожалению, на данный момент кинематограф как искусство направлен исключительно на зарабатывание денег. Для этого нужно создавать как можно более громкий инфоповод, впихивать в проект “повесточки”, чтобы не захлебнуться в волне хейта от представителей меньшинств, а о художественной ценности и вовсе можно не задумываться. 

Вполне возможно, что мы просто не знаем о каких-либо замечательных проектах, в которых все то, о чем мы писали, уже давно сделано. Однако в инфополе они не гуляют, а значит, огромная часть зрителей проходит мимо них. Зато свое незаслуженное внимание получают поделки в духе “Ведьмака” и “Властелина колец: Кольца власти”, авторы которых не знают базовых правил жанра, но умело обвиняют в расизме и готовы придать цифровой анафеме всех, кто с ними не согласен. 

Надеемся, что когда-нибудь тенденция изменится. Пока же, к сожалению, на культурном уровне к меньшинствам продолжаются относиться ровно, как к меньшинствам, а не как к равным.

Оставить комментарий:

Комментарии: 0

Популярное

0
0

Топ 10 игр по числу играющих на PC

01
Playerunknown's Battlegrounds
522,739
Сейчас
881,605
Макс.сегодня
02
Dota 2
375,347
Сейчас
689,371
Макс.сегодня
03
Counter-Strike: Global Offensive
273,566
Сейчас
740,157
Макс.сегодня
04
Team Fortress 2
52,696
Сейчас
69,126
Макс.сегодня
05
Tom Clancy's Rainbow Six Siege
47,396
Сейчас
111,757
Макс.сегодня
06
Path of Exile
44,878
Сейчас
123,565
Макс.сегодня
07
Warframe
38,302
Сейчас
70,171
Макс.сегодня
08
Grand Theft Auto V
30,384
Сейчас
66,879
Макс.сегодня
09
ARK: Survival Evolved
29,390
Сейчас
67,763
Макс.сегодня
10
Rust
28,874
Сейчас
68,163
Макс.сегодня